Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха.
Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
Насилие совершается и в подростковой среде.
Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Как разговаривать с подростками на тему насилия в отношениях
Из-за своей неопытности подростки особенно восприимчивы к традиционно принятым ролям мужчины и женщины, в т.ч. к мнению о том, что женщины должны быть пассивными и уступчивыми, а мужчины должны доминировать и иметь право поддерживать свою власть с помощью жестокости. Это приводит к тому, что одростки чувствуют замешательство по поводу того, что является нормальным поведением в области сексуальности, принятия решений, предохранения от беременности, и им трудно судить о том, какое поведение можно назвать насильственным. Однако из-за своей неопытности подростки также особенно восприимчивы к информации об отношениях с противоположным полом. Если мы будем работать эффективно, мы сможем научить подростков искусству отношений, которое они будут использовать в течение всей жизни.
Моделирование уважительного отношения.
У вас важная роль в предотвращении насилия не только потому, что вы помогаете в проведении этой программы, а также потому, что вы сами являетесь образцом уважительного отношения. Занятия, которые проводит 1 мужчина и 1 женщина, особенно эффективны, т.к. ведущие могут показать уважительное отношение к школьникам, а также моделировать уважение и равенство между мужчиной и женщиной.
Уважительное отношение к школьникам - это проявление уважения к их индивидуальным особенностям и понимание того, что многим школьникам трудно говорить о насилии, особенно если они являются жертвами насилия в семье, в отношениях друг с другом или в других ситуациях. При проведении занятий с активным участием школьников необходимо проявлять уважение к учащимся. Ведущие должны подталкивать школьников к тому, чтобы они думали и развивались, но следует избегать критики и нетерпеливости.
Разговаривая с подростками
Разговор с подростками о насилии на стадии свиданий может быть осложнён тем, что они оказывают противодействие, считая, что взрослые "читают им мораль". Для подростков в целом, а особенно для мальчиков, трудно открыто участвовать в обсуждении темы насилия. Наилучших результатов можно достичь, когда мы готовы выслушать то, что говорят подростки и учиться у них. Также ценным подходом является обучение подростков тому, как разговаривать со сверстниками на тему насилия на стадии свиданий.
Особенно трудно разговаривать на эту тему с мальчиками-подростками. Важно помочь мальчикам понять, что одной из причин насилия является дискриминация по отношению к женщине. Однако следует учитывать ту важную роль, которую играют в их жизни взрослые женщины и возможность того, что мальчики могут сильно зависеть от них. Также ясно, что мальчики-подростки, хотя они уже подражают стереотипам мужчин, не имеют доступа к полной социальной, культурной, общественной власти взрослых мужчин. Мальчики и девочки, особенно в раннем подростковом возрасте, также ненамного отличаются друг от друга по размеру и физической силе. Но по мере роста этих различий в подростковый период, мальчики чаще имеют возможность применять власть и контроль в своих отношениях с девушками.
Когда вы говорите о том, как мальчики и мужчины злоупотребляют своей властью, отметьте, что вы не выделяете никого конкретно и что вы говорите об общей проблеме, а не о конкретных людях.