Государственное учреждение образование «Средняя школа №18 г. Борисова»

Государственное учреждение образование «Средняя школа №18 г. Борисова»

телефон: 74 48 47
222120 г. Борисов, ул.50 лет БССР, 27/1

Экспериментальная деятельность

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Название проекта: «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

Руководитель экспериментального проекта:

Хруль Ольга Станиславовна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:

государственное учреждение образования «Средняя школа д. Остромечево» Брестского района Брестской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 9 г. Кобрина» Брестской области;

государственное учреждение образования «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа №46 г. Витебска»;

государственное учреждение образования «Октябрьская средняя школа Витебского района» Витебской области;

государственное учреждение образования «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 г. Борисова» Минской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Солигорска» Минской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Гомеля»;

государственное учреждение образования «Козенская средняя школа Мозырского района» Гомельской области;

государственное учреждение образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 30 г. Минска»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 25 г. Минска»;

государственное учреждение образования «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Дятлово» Гродненской области;

государственное учреждение  образования «Средняя школа № 38 г. Гродно»;

государственное учреждение образования «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Могилева»;

государственное учреждение образования «Михеевская средняя школа» Дрибинского района Могилевской области»;

государственное учреждение образования «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

 

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

В числе 124 стран мира Республика Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья 24 данной конвенции обязывает государства-участников обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Основополагающими понятиями инклюзивного образования являются: включение, уважение,равенство, доступность. «Включающее образование» основано на идее, суть которой заключается в том, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Статьи Конвенции указывают на необходимость разумного приспособления среды к особенностям психофизического развития ребенка и индивидуализированную коррекционно-педагогическую поддержку. Основными направлениями в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) являются: обеспечение доступности образования с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей; создание специальных условий для получения образования и оказание им коррекционно-педагогической помощи (Кодекс об образовании Республики Беларусь, 2011 г., статья 2).

Таким образом, под инклюзивным образованием учащихся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования понимается включение лиц с ОПФР в общий (совместный) целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в разных формах (моделях) на основе создания специальных условий и проведения необходимой коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОПФР.

Новизна экспериментального проекта заключается в апробации различных вариантов форм (моделей) образования учащихся с ОПФР на основе инклюзивного подхода. К данным формам (моделям) образования относятся:

  1. Экспериментальный класс А – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования, для детей с ОПФР предлагаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Дети с ОПФР получают необходимую коррекционную помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи по месту жительства.
  2. Экспериментальный класс Б – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования, для учащихся с ОПФР учителем-дефектологом проводятся дополнительно коррекционные занятия в соответствии с образовательными программами специального образования.
  3. Экспериментальный класс В (класс интегрированного обучения и воспитания) – класс, в котором совместно обучаются и воспитываются учащиеся с ОПФР, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, и учащиеся, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования.
  4. Экспериментальный класс С (специальный класс) – класс, в котором получают образование учащиеся с ОПФР с использованием образовательных программ специального образования.

Экспериментальный проект 2018-2021 

Информация о реализации экспериментального проекта

Опыт учреждений в условиях инклюзии 2020

Инструкция об экспериментальной деятельности

 
 

С 28 января по 31 января  около 300 студентов и преподавателей из БГПУ им. М.Танка, Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева (Казахстан), Московского педагогического государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета, Российского государственного профессионально-педагогического университета, Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами (Узбекистан) принимают участие в интернациональном 55 «Звездном походе», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Участники акции, студенты Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет им М.Танка», посетили ГУО «Средняя школа № 18 г. Борисова». Студенты выступили с концертной программой, провели  со старшеклассниками профориентационную беседу,  организовали мастер-классы. Учителя учреждений образования и будущие учителя-дефектологи приняли участие во встрече по проблемам развития инклюзивного образования. О состоянии и перспективах развития инклюзивного образования в Республике Беларусь выступила кандидат педагогических наук, директор Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет им М.Танка» Хитрюк В.В., опыт работы с учащимися с ОПФР ГУО «Средняя школа № 18 г. Борисова» представила заместитель директора по учебной работе Потоцкая Е.А. Учащиеся учреждения образования, участники районного Фестиваля «Мы вместе», показали лучшие номера художественной самодеятельности. Такие  мероприятия способствуют взаимообогащению опыта всех участников образовательного процесса.

,

Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

 

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 18 г. Борисова»

 

СОГЛАСОВАНО

Руководители экспериментального проекта

 

_______________В.В. Хитрюк

_______________ О.С. Хруль

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 18 г. Борисова»

______________  А.Е.Мазуркевич

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по экспериментальному проекту «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

в государственном учреждении образования

«Средняя школа № 18 г. Борисова»

в 2020/2021 учебном году

 

 

 

 

III ЭТАП

РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА

(2020/2021 учебный  год)

 

ЗАДАЧИ:

  1. Диагностика, заключение ЦКРОиР, согласование экспериментальных учебных планов.
  2. Диагностика уровня учебных достижений учащихся с ОПФР, социализированности, активности и самостоятельности учащихся с ОПФР в образовательном процессе; сплоченности детского коллектива; эмпатии участников образовательного процесса.
  3. Организация и проведение семинаров-практикумов в школах с целью повышения профессиональных компетенций у педагогов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, администрации учреждений образования (эмоциональной, праксиологической, психологической, здоровьесберегающей, коммуникативной).
  4. Сотрудничество с учреждениями образования при составлении экспериментального календарного плана на текущий учебный год.
  5. Совместная реализация (ЦКРОиР и учреждений образования экспериментального проекта) мероприятий календарного плана экспериментальной деятельности.
  6. Оказание методической помощи учреждениям образования в апробации практикумов, дидактических сценариев по формированию инклюзивной культуры учащихся.
  7. Сбор, обобщение и анализ результатов диагностического этапа экспериментальной деятельности.
  8. Разработка и апробация методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР:

-  сценарии проведения уроков (по классам и категориям учащихся);

-  технологические карты уроков по учебным предметам;

-  рекомендации по формированию культуры отношений у участников образовательного процесса;

-  дидактические материалы по организации культурно-досуговой деятельности;

-  рекомендации по организации взаимодействия педагогов с родителями.

  1. Сбор и анализ отчетных материалов, подготовка отчетов по результатам третьего этапа экспериментальной деятельности.
  2. Оказание методической помощи педагогам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, педагогам социальным учреждений образования, участвующим в экспериментальной деятельности.
  3. Организация сопровождения ученика с особенностями психофизического развития (в экспериментальных классах) в образовательном процессе.
  4. Консультативное сопровождение семьи ученика с особенностями психофизического развития (в экспериментальных классах).
  5. Сбор разработанных материалов и подготовка публикаций (не менее 1 публикации в квартал).
  6. Участие в республиканских и международных конференциях.

 

Характеристика участников экспериментальной деятельности

1. Кадровое обеспечение экспериментальной деятельности.

Сведения о специалисте, ответственном за осуществление экспериментальной деятельности в учреждении образования:

Синяк Иван Владимирович, заместитель директора по учебной работе, высшее образование, высшая квалификационная категория, рабочий телефон 8(017)74 40 39, мобильный телефон 8 (029) 561 43 61, адрес электронной почты: school18@rooborisov.by.

 

Сведения о количестве участников эксперимента, их занимаемые должности:

п/п

Ф.И.О. педагогического работника

Должность

Образование

Квалификационная категория

1.

Мазуркевич Анжела Евгеньевна

директор учреждения образования

высшее образование

высшая квалификационная категория

2.

Потоцкая Елена Анатольевна

заместитель директора по учебной работе

высшее образование

высшая квалификационная категория

3.

Синяк Иван Владимирович

заместитель директора по учебной работе

высшее образование

высшая квалификационная категория

4.

Вавилова Ольга Львовна

заместитель директора по воспитательной работе

высшее образование

первая квалификационная категория

5.

Букат Наталья Михайловна

учитель начальных классов

высшее образование

первая квалификационная категория

6.

Фетюкова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

высшее образование

высшая квалификационная категория

7.

Шишпоренок Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

высшее образование

первая квалификационная категория

8.

Радюк Елена Михайловна

учитель-дефектолог

высшее образование

первая квалификационная категория

9.

Лебедева Юлия Васильевна

учитель-дефектолог

высшее образование

первая квалификационная категория

10.

Хоменко Ирина Валерьевна

учитель-дефектолог

высшее образование

первая квалификационная категория

11.

Барковская Тамара Валерьевна

педагог-психолог

высшее образование

вторая квалификационная категория

 

         Сведения об учащихся – участниках экспериментальной деятельности:

№ п/п

Ступень

Класс/

Ф.И.О. учителя классного руководителя

Общее количество учащихся в классе

Количество учащихся с ОПФР

Виды реализуемых моделей

1.

1

3 «А» класс интегрированного обучения

и воспитания полной модели/ учитель Букат Наталья Михайловна, учитель-дефектолог Лебедева Юлия Васильевна

28

3 учащихся с нарушением психического развития (трудностями в обучении), 2 –

с тяжелыми нарушениями учащихся речи

Модель В, обучение по образовательным программам общего среднего образования

2.

1

4 «А» класс интегрирован

ного обучения

и воспитания неполной модели/ учитель начальных классов классный руководитель Фетюкова Наталья Евгеньевна, учитель-дефектолог Радюк Елена Михайловна

23

2 учащихся

 с тяжелыми нарушениями речи

Модель В, обучение

По образова

тельным программам общего среднего образования и

 специального образования

 

Сведения об учащихся участниках экспериментального проекта, для организации образовательного процесса которых разработан экспериментальный учебный план (модель Б)

 

№ п/п

Ф.И.О. учащегося

Дата рождения, класс,

модель Б

Квалифика

ция нарушения

Рекомендации ЦКРОиР

Необходимые коррекционные занятия

1.

Кулик Максим Александ

рович

02.07.

2010 года рождения,

4 «Г» класс совместного обучения и воспитания, учитель начальных классов Котович Татьяна Николаевна

 (с 19.09.2020 декретный отпуск), Шишпоренок Татьяна Васильевна (с 19.09.2020), учитель-дефектолог Хоменко Ирина Валерьевна

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата

- 4 часа коррекционных занятий:

двигательная мобильность – 1 час,

социально-бытовая ориентировка – 1 час,

сенсорное развитие – 2 часа;

 - индивидуальное сопровождение помощника воспитателя

 

Количество участников эксперимента: 8 учащихся, 11 педагогических работников.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Раздел 1. Организационная работа

Раздел 2. Методическая работа

Раздел 3. Диагностическая работа

Раздел 4. Консультативная работа

Раздел 5. Учебно-воспитательная

Раздел 6. Просветительская работа

Раздел 7. Публикационная активность

 

 

РАЗДЕЛ 1. Организационная работа

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприя

тий

Формы отчетности

 

Ответственные за проведе

ние мероприятий

 

Примечание

1.

Подготовка информации о составе участников экспериментального проекта, разработка экспериментального учебного плана (по реализации модели Б) и календарного плана экспериментальной деятельности на 2020/2021 учебный год

 

До 31.08.2020

Приказы:

- начальника управления по образованию Борисовско

го райисполко

ма № 417

от 26.08.2020 «Об организации эксперимен

тальной и инновацион

ной деятельности в учреждениях образования Борисовско

го района

 в 2020/2021 учебном году»;

-  директора учреждения образования «Об организации экспериментальной деятельности в 2020/2021 учебном году» № 294 от 31.08.2020 «Об организации экспериментальной деятельности в 2020/2021 учебном году»

Мазуркевич А.Е., директор учреждения образования

 

2.

Заседания творческой группы по реализации экспериментального проекта:

- обсуждение плана мероприятий на 2020/2021 учебный год;

- обсуждение итогов  реализации третьего заключительного этапа экспериментальной деятельности

 

 

 

 

До 31.08. 2020

 

 

До 01.04.2021

Календарный план эксперимен

тальной деятельности на 2020/2021 учебный год

 

 

информация

Мазуркевич А.Е.,

Синяк И.В.,

Потоцкая Е.А., Вавилова О.Л.

 

3.

Методический совет

«Программа третьего заключительного этапа экспериментальной деятельности и план ее реализации»

Август

2020 г.

Протокол заседания методического совета

Синяк И.В.

 

4.

Согласование

 с областным

и районным ЦКРОиР проведения мероприятий

с педагогами, осуществляющими программу экспериментальной деятельности

Сентябрь

2020 г.

Календарный план эксперимен

тальной деятельности на 2020/2021 учебный год

Синяк И.В.

 

5.

Участие в работе семинара-совещания для участников экспериментальной деятельности на базе НИО

Сентябрь

2020 г.

Рекоменда

ции

Синяк И.В.

 

6.

Систематизация нормативных правовых документов, методических, образовательных психолого-медико-социальных материалов

 по организации  экспериментальной деятельности

До 01.10.2020

Папка документов в печатном и электронном виде

Синяк И.В.

 

7.

Систематизация материалов передового опыта

 по инклюзивному образованию, имеющегося в мире, Республике Беларусь, районе

До 01.10.2020

Папка материалов в печатном и электронном виде

Синяк И.В.

 

8.

Организация взаимодействия учителей начальных классов и учителей-дефектологов. Совместное планирование и проведение учебных занятий по предметам

В течение учебного года

Планы-сценарии учебных занятий

и воспитатель

ных мероприятий

Фетюкова Н.Е.,  Букат Н.М., Шишпоре

нок Т.В.,

Радюк Е.М.,

Лебедева Ю.В., Хоменко И.В.

 

9.

Аттестация на присвоение второй квалификационной категории учителя начальных классов, учителя-дефектолога (по совместительству) Шишпоренок Т.В. по должности «учитель-дефектолог»

Ноябрь-декабрь 2020 г.

Материалы аттестации, приказ директора учреждения образования

Синяк И.В.

 

10.

Систематизация материалов «Из опыта работы с учащимися

с ОПФР. Третий год реализации экспериментального проекта»

Май 2021г.

 

Синяк И.В.,

Потоцкая Е.А., Вавилова О.Л.

 

11.

Подготовка информации о результатах экспериментальной деятельности за 2020/2021 учебный год

До 17.04.2021

Информация

Синяк И.В.,

Потоцкая Е.А., Вавилова О.Л.

 

 

РАЗДЕЛ 2. Методическая работа

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия

по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчетности

 

Ответст

венные за проведе

ние мероприятий

 

Примеча

ние

1.

Повышение квалификации учителя начальных классов Фетюковой Н.Е.

 по образовательной программе учителей начальных классов учреждений общего среднего образования «Организация образовательного процесса в первых классах» в ГУО «Минский областной институт развития образования»

2020/2021 учебный год

 в соответствии с планом ПК

 

Свидетельство о прохождении ПК

Синяк И.В.

 

2.

Повышение квалификации учителя начальных классов Шишпоренок Т.В.

по образовательной программе учителей начальных классов учреждений общего среднего образования «Современные подходы в образовании младших школьников» ГУО «Минский областной институт развития образования»

2020/2021 учебный год

 в соответствии с планом ПК

 

Свидетельство о прохождении ПК

Синяк И.В.

 

3.

Повышение квалификации воспитателей Соболевской А.Н., Анисимовой Ю.К.

по учебной программе «Специфика сопровождения учащихся

с аутистическими нарушениями

в образовательном процессе» в ГУО «Академия последипломного образования»

2020/2021 учебный год

 в соответствии с планом ПК

 

Свидетельство о прохождении ПК

Синяк И.В.

 

4.

Повышение квалификации учителя физики и информатики Мяделец О.В.

по учебной программе «Организация деятельности учителя

 и учащихся в классах интегрированного обучения и воспитания в условиях перехода

 к инклюзивному образованию»

16.11.2020-20.11.2020

Свидетельство о прохождении ПК

Синяк И.В.

 

5.

Повышение квалификации учителя-дефектолога Лебедевой Ю.В. по теме «Теория

и практика организации  коррекционных занятий с детьми

с особенностями психофизического развития» в Институте повышения квалификации и переподготовки БГПУ

19.10.2020-23.10.2020

Свидетельство о прохождении ПК

Синяк И.В.

 

6.

Взаимопосещение уроков, воспитательных мероприятий

в экспериментальных классах

Ноябрь-декабрь 2020 г.;

Март-апрель 2021г.

Анализ уроков, воспитательных мероприятий по разработанным схемам (картам)

 

Потоцкая Е.А., Вавилова О.Л.

 

7.

Использование  материалов учебно-методического пособия авторов Н.Н. БальТ.В.Варенова,

 С.Е.Гайдукевич

 «Создание специальных условий для детей

с особенностями психофизического развития

в учреждениях общего среднего образования (I ступень) с учетом инклюзивных подходов» в ходе подготовки к педагогическому совету (Учебно-методическое пособие в 3 ч. Ч. 3, Минск: БГПУ, 2018. – 168 с. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с различными нарушениями,  психолого-педагогических характеристик, определение основных ограничений

 и рекомендаций

по включению детей

с ОПФР

в образовательный процесс, продуктивное социальной взаимодействие

 со сверстниками

и взрослыми)

До декабря 2020 г.

 

Методические рекомендации

Синяк И.В.,

Потоцкая Е.А.

 

8.

«Круглый стол»

 по теме «Особенности организации образовательного процесса в классе,

 где обучаются

и воспитываются учащиеся с ОПФР. Повторяем и углубляем изученное»

 

 

 

 

 

 

 

16.09.2019

Методические рекомендации

 

Синяк И.В.;

Потоцкая Е.А.; Вавилова О.Л.

Вопросы для обсужде

ния: как соединить в педагогической деятельности требования школьной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в классе? Как сделать качественным образова

ние и социальное взаимодействие детей с учетом их индивиду

альных особеннос

тей?

9.

Открытые занятия для коллег «Актуальные вопросы методики коррекционной работы с детьми с ОПФР»

Январь 2020 г.

Открытые коррекционные занятия

Потоцкая Е.А.

 

10.

Постоянно действующий психолого-педагогический семинар-практикум «Актуальные вопросы формирования инклюзивной культуры»:

- «Ориентация учреждения образования

на развитие

 и формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса»

- «Система компетенций детей

 с особыми образовательными потребностями»;

 

 

 

- практикум «Использование

 арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии

в стабилизации эмоционального состояния ребенка»;

- мастер-классы

 по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы

 с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности,

при организации образовательного процесса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2020 г.

 

 

 

 

 

 

Апрель 2020 г.

 

 

 

 

семинар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация опыта работы педагога социального Патуло Е.С., прошедшего аттеста

цию на присвоение первой квалификационной катего

рии

Опыт работы учите

лей началь

ных классов Шишпоренок Т.В., Букат Н.М.

 

 

 

Мазуркевич А.Е.,

Синяк И.В.

 

 

 

 

 

Вавилова О.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вавилова О.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместно со специалистами ГУО «Минский областной ЦКРОиР»

11.

Выпуск методической продукции «Из опыта работы с детьми

 с ОПФР.

Второй год реализации экспериментального проекта»

Май 2021г.

Методический бюлле

тень

Синяк И.В.

 

12.

Дни открытых дверей в опорном учреждении образования, осуществляющем обра

зовательную интеграцию детей

с ОПФР для коллег Борисовского района:

- «Формирование навыка чтения

у учащихся с ОПФР» (октябрь);

- «Формирование инклюзивной культуры у учащихся на 1 ступени общего среднего образования через реализацию социального проекта» (январь);

- «Использование игровых технологий как средства формирования орфографической грамотности учащихся с ОПФР»

 (апрель 2021 г.)

Ноябрь 2020

Январь 2020

Март 2020 г.

Методический бюлле

тень

из опыта работы

Синяк И.В.,

Вавилова О.Л.,

Потоцкая Е.А.

 

 

Раздел 3. Диагностическая работа

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчетности

 

Ответственные за проведение мероприятий

 

Примечание

1.

Апробация диагностического инструментария оценки качества инклюзивного образования

(карты наблюдений, тестовые задания, социометрия)

Октябрь-ноябрь

2020 г.

Содержание диагностических материалов

Барковская Т.В., дефектологи, классные руководители

Диагностические материалы представляет руководитель проекта Хруль О.С.

2.

Разработка

 и апробация диагностического инструментария по выявлению отношений учащихся  

и родителей

к учителю 

Октябрь- ноябрь

2020г.

Содержание диагностических материалов

Барковская Т.В.

Диагностические материалы (анкеты для учащихся, анкеты для родителей)

3 .

Диагностика оценки качества инклюзивного образования:

- диагностика педагогов;

- диагностика учащихся

Первичная – до 10.12.

2020 г.

Повторная –  до 15.03.

2021 г.

 

Карты наблюдений протоколы, тесты

и др.

Барковская Т.В.

Карты наблюдений, тестовые задания представляет руководитель проекта Хруль О.С.

4 .

Диагностика отношений учащихся

к учителю

Первичная – до 10.12.

2020г.

Повторная –  до 15.03.

2021 г.

 

Анкеты, протоколы

и др.

Барковская Т.В.

Анкеты, тесты,  социометрия и другие материалы разрабаты

вают педагогичес

кие работники 

5 .

Диагностика уровня учебных достижений учащихся с ОПФР

Первичная – до 20 ноября 2020 г.

Повторная – 25 марта 2021 г.

 

Таблица уровня учебных достижений

Потоцкая Е.А.,

Букат Н.М., Фетюкова Н.Е., Лебедева Ю.В., Шишпорё

нок Т.В.

По диагностичес

ким таблицам

 

Раздел 4. Консультативная работа

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы эксперимен

тальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприя

тий

Формы отчетности

 

Ответ

ственные

за проведе

ние мероприятий

 

Примеча

ние

1.

Собеседование

с педагогами

по содержанию экспериментальной деятельности

 в 2020/2021 учебном году

Сентябрь

2020 г.

Рекомендации

Синяк И.В.,

Потоцкая Е.А., Вавилова О.Л.

 

2.

Групповая и индивидуальные консультации для педагогов

 по оформлению результатов экспериментального проекта

 в 2020/2021 учебном году

Февраль

2021г.

Рекомендации

Синяк И.В.

 

3.

Диагностика и консультирова

ние родителей  по итогам диагностики

Первичная  – до 10.12. 2020 г.

Повторная  –  до 15.03. 2021г.

Аналитичес

кие материалы

Барков

ская Т.В.

 

4.

Консультация для учителя начальных классов Фетюковой Н.Е. «Как составить индивидуаль

ную

 и диагностичес

кую карты ППС?»

Сентябрь

2020

Индивидуальная и диагностичес

кая карты психолого - педагогичес

кого сопровожде

ния

Вавилова О.Л.

 

 

Раздел 5. Учебно-воспитательная

 

п/п

Содержание работы.

мероприя

тия по реализации программы эксперимен

тальной деятельнос

ти

 

Сроки проведе

ния

мероприя

тий

Формы отчетности

 

Ответ

ственные

за проведе

ние мероприя

тий

 

Примеча

ние

1.

Проведение учебных занятий в экспериментальных классах согласно учебным планам специально

го образования (3 «А»,

 4 «А» классы), экспериментального учебного плана (4 «Г» класс)

В течение года

Календарно-тематическое планирование, планы-конспекты занятий, учет проведенных занятий в классных журналах

Букат Н.М., Фетюкова Н.Е., Шишпоре

нок Т.В., Лебедева Ю.В., Радюк Е.М., Хоменко И.В., Мешкова Л.М., Кудин В.А., Гуц К.А.

 

2.

Включение учащихся экспериментальных классов в группы факультатив

ных занятий по учебным предметам

В течение учебного года согласно расписанию занятий

Приказ учреждения образования от 01.09.2020 №291 «Об организации факультатив

ных занятий»

Календарно-тематическое планирование, планы-конспекты занятий, учет проведенных занятий в классных журналах

Фетюкова Н.Е., Шишпоре

нок Т.В.

 

3.

Проведение коррекционных занятий с учащимися - участниками экспериментального проекта (3 «А», 4 «Б», 4 «Г» классы)

В течение учебного года согласно расписанию занятий

Учебные планы, календарно-тематическое планирова

ние, планы-конспекты занятий, учет проведенных занятий

в классных журналах

Лебедева Ю.В., Радюк Е.М., Хоменко И.В.

 

4.

Общешколь

ные родитель

ские собрания, классные родитель

ские собрания  в эксперимен

тальных классах

 об особеннос

тях жизнедея

тельности классного коллектива

 в условиях реализации экспериментального проекта

В течение года:

04.09.2020 г.

17.12.2020 г.

19.05.2021 г.

Протокол

Вавилова О.Л.

 

5.

Совместные

экскурсии по Республике Беларусь

 

В течение года

Аналитичес

кие матери

алы (подготов

ка статей), фотоотчет

Вавилова О.Л.,

Букат Н.М., Шишпоре

нок Т.В.,

Фетюкова Н.Е.,

Радюк Е.М.,

Лебедева Ю.В., Хоменко И.В.

 

6.

Организация и проведение совместных мероприятий в шестой школьный день в рамках проекта «Нескучная суббота»

Согласно плану воспитатель

ной и идеологичес

кой работы

Аналитичес

кие материалы (подготовка статей), сценарии, фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.,

Букат Н.М., Шишпоре

нок Т.В.,

Фетюкова Н.Е., Радюк Е.М.,

Лебедева Ю.В., Хоменко И.В.

 

7.

Участие

 в районных праздниках:

1. республи

канская акция «Соберём портфель вместе – сентябрь 2020) – получение благотвори

тельной помощи

 к началу учебного года (совместно

 с ОО «Белорус

ский Красный Крест»;

2. районная акция, посвящённая новогодним праздникам, «Наши дети»

 

 

 

 

Август -сентябрь 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

2020г.

Ведение страницы эксперимен

тальной деятельности на сайте школы

Вавилова О.Л.,

Смагина Н.П.,

Букат Н.М., Шишпоре

нок Т.В.,

Фетюкова Н.Е., Радюк Е.М.,

Лебедева Ю.В., Хоменко И.В.

 

8.

Дистанци

онный районный инклюзив

ный фестиваль детского творчества «Мы – вместе!»

07.12.2020г.

Фотоотчет, видеоотчет

Педагоги дополни

тельного образова

ния: Мешкова Л.М., Раптуно

вич И.М., Курачкова Н.А., Калашник В.В.

 

9.

Организация работы объединения по интересам «Светлячки» (изобрази

тельное искусство).

Участие в выставках художественного творчества, творческих фестивалях

 

В течение года согласно расписанию занятий

Фотоотчет, видеоотчет, выставка работ

Вавилова О.Л.,

Курачкова Н.А., руководи

тель объеди

нения по интересам. педагог дополни

тельного образова

ния ГУДО «Борисов

ский центр экологии

и туризма»

 

10.

Организация работы объединения по интересам «Непоседы»

(театральное искусство)

В течение года согласно расписанию занятий

Аналитичес

кие материалы (подготовка статей), фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.,

Раптуно

вич И.М., руководи

тель объедине

ния по интересам, педагог дополни

тельного образова

ния

 

11.

Организация работы объединений по интересам «Солнышко», «Задоринки»

(вокальное искусство)

В течение года согласно расписанию занятий

Фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.,

Мешкова Л.М., руководи

тель объедине

ния по интересам,педагог дополнительного образова

ния

 

12.

Экологичес

кая акция «Пластик+».

Конкурс творческих работ

из пластика

Ноябрь

2020 г.

Фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.

Смагина Н.П., Старовойтова Ю.М.

 

13.

Неделя толерантности

Ноябрь 2020г.

согласно плану

Фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.

Смагина Н.П., Старовойтова Ю.М., классные руководители, учителя-дефекто

логи, Раптуно

вич И.М.

 

14.

Новогодние поздравле

ния на дому «В гости к нам идет скоро Новый год»

Декабрь

2020 г.

Фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.,

Смагина Н.П., Старовойтова Ю.М., классные руководи

тели, учителя-дефекто

логи

 

15.

Заседание клуба семейной поддержки «Мы одна семья»

Январь 2021г.

Планирова

ние, сценарии заседаний, фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.

Смагина Н.П., Старовойтова Ю.М., классные руководители, учителя-дефекто

логи

 

16.

Акция «29 добрых дел»

Февраль 2021г.

Фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.,

Смагина Н.П., Старовойтова Ю.М., классные руководители, учителя-дефекто

логи

 

17.

Мастер - класс по изготовле

нию поздрави

тельных открыток             «Для любимой мамочки»

Март

2021г.

Фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.

Смагина Н.П., Старовойтова Ю.М., классные руководители,

учителя -дефекто

логи

 

18.

Игровая программа

театральной студии «Лимонад»

Апрель

2021 г.

Фотоотчет, видеоотчет

Вавилова О.Л.,

Смагина Н.П., Старовойтова Ю.М., классные руководители, учителя-дефекто

логи, Гогалин

ская С.

 

19.

Воспитательные мероприятия в классных коллективах согласно плану воспитательной работы классного руководи

теля (3 «А», 4 «А», 4 «Г» классы)

В течение года

Сценарии мероприятий, фотоотчет, видеоотчет, аналитичес

кая информация

Вавилова О.Л., Букат Н.М., Фетюкова Н.Е., Шишпоре

нок Т.В.

 

 

Раздел 6. Просветительская работа

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприятий

Формы отчетности

 

Ответственные за проведение мероприятий

 

Примечание

1.

Родительское собрание

«Особенности работы учреждения образования

 в условиях эксперименталь

ной деятельности на третьем заключительном этапе эксперимента»

Сентябрь

2020 г.

Протокол родительского собрания

Вавилова О.Л.

 

2.

Трансляция опыта учреждения образования в области инклюзивного образования

В течение года

Сайт учреждения образования

Синяк И.В., Мяделец О.В.

 

3.

Трансляция положительного педагогического опыта инклюзивного образования через проведение Дней открытых дверей  

Ноябрь, 2020 г. январь, 2020 г. апрель, 2020 г.

 

Вавилова О.Л., Потоцкая Е.А.,

Синяк И.В.

 

4.

Совместные 

с областным

и районным ЦКРОиР семинары

 по актуальным вопросам инклюзивного образования 

В течение года по согласованию

 

Синяк И.В., Потоцкая Е.А.

 

5.

Создание видеофильма

о деятельности учреждения образования в области инклюзивного образования совместно с ЮНИСЕФ

Октябрь, 2020 г.

 

Мазуркевич А.Е.

 

 

Раздел 7. Публикационная активность

 

п/п

Содержание работы.

Мероприятия

по реализации программы экспериментальной деятельности

 

Сроки проведения

мероприя

тий

Формы отчетности

 

Ответствен

ные за проведение мероприя

тий

 

При

ме

ча

ние

1.

Трансляция результатов экспериментальной деятельности

 в средствах массовой информации

 

В течение учебного года 1 раз

в квартал.

Сайт учреждения образования;

журналы «Адукацыя

 i выхаванне», «Спецыяльная адукацыя»

 и др.

Статьи

Синяк И.В., Потоцкая Е.А., Вавилова О.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________А.В. Кадлубай

«____» _________ 2020 год

 

 

 

Экспериментальный учебный план

Государственного учреждения образования

«Средняя школа № 18 г. Борисова»

IV «Г» класс

по реализации экспериментального проекта

«Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

(для экспериментальной модели Б)

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Борисов 2020

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1. Экспериментальный учебный план разработан для осуществления образовательного процесса в экспериментальных классах по модели Б учреждений общего среднего образования.

Экспериментальный класс по модели Б – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования. Для учащихся с особенностями психофизического развития учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия в соответствии с учебными планами специального образования на уровне общего среднего образования. Обучение по учебным предметам учебного плана на I ступени общего среднего образования (IV класс) осуществляет учитель начальных классов.

2. Экспериментальный учебный план Государственного учреждения образования «Средняя школа № 18 г. Борисова» (далее – учреждение общего среднего образования) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 167 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

На основании приказа Министра образования Республики Беларусь от 24.07.2020 г. № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году» учреждение общего среднего образования включено в перечень учреждений, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность и реализуется экспериментальный проект «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР», рассчитанный на 2018–2021 гг.

3. Организация образовательного процесса в учреждении общего среднего образования осуществляется в соответствии:

- с Кодексом Республики Беларусь об образовании (2011 г.);

- положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 декабря 2011 г. № 283;

- типовым учебным планом средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада – средней школы, детского сада – средней школы, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 83 от 6 мая 2020 г.;

- учебным планом специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (коррекционные занятия), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 155 от 25 июня 2020 г.;

- учебными программами на I ступени общего среднего образования (III класc);

- программами коррекционных занятий учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

4. Для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрено проведение коррекционных занятий, учитывая особенности их психофизического развития:

1. Двигательная мобильность;

2. Социально-бытовая ориентировка;

3. Сенсорное развитие.

На проведение коррекционных занятий на одного ученика с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата выделяется 4 часа в неделю. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме.

Коррекционные занятия проводит учитель-дефектолог в отдельном помещении, которое оборудовано необходимыми средствами обучения и соответствует специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 2017 г. № 73.

5. Экспериментальный учебный план учреждения общего среднего образования будет способствовать:

- освоению содержания образовательных программ общего среднего образования учащимися с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на I ступени образования;

- исправлению и (или) ослаблению имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;

- социальной адаптации и интеграции в обществе.

6. Обучение и воспитание осуществляется на русском языке.

7. Организация образовательного процесса осуществляется в течение всего учебного года с учетом каникул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Учебные предметы

Количество учебных часов

в неделю

IV класс

Белорусский язык

2/31

Белорусская литература (литературное чтение)

2

Русский язык

3/21

Русская литература (литературное чтение)

2

Иностранный язык

3

Математика

4

Человек и мир

1

Изобразительное искусство

1

Музыка

1

Трудовое обучение

1

Физическая культура и здоровье/

Адаптивная физическая культура

2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

ВСЕГО:

23

II. Коррекционные занятия

4

Двигательная мобильность

1

Социально-бытовая ориентировка

1

Сенсорное развитие

2

III. Факультативные,

стимулирующие, поддерживающие занятия

1

Общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета

 

24/4*

 

1 – Первая цифра определяет количество учебных часов на изучение учебного предмета в первом полугодии, вторая - во втором полугодии.

* - На проведение коррекционных занятий учителю-дефектологу на одного ученика выделяется 4 часа в неделю (в классе 1 ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информации 

Государственного учреждения образования

«Средняя школа № 18 г. Борисова»,

осуществляющего реализацию республиканского экспериментального проекта

в 2020/2021 учебном году

 

Элементы информации

Рекомендации по размещению информации

  1.  

Полное название (тема) проекта

«Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

  1.  

Сроки реализации проекта

2018 – 2021 гг.

  1.  

Консультант проекта

Хруль Ольга Станиславовна, руководитель экспериментального проекта, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент

  1.  

Руководитель проекта

Мазуркевич Анжела Евгеньевна, директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 18 г. Борисова»

  1.  

Координатор проекта

Синяк Иван Владимирович, заместитель директора по учебной работе

  1.  

Участники проекта

1.Букат Наталья Михайловна, учитель начальных классов, высшее образование, первая квалификационная категория;

2. Фетюкова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, высшее образование, высшая квалификационная категория;

3. Шишпоренок Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, высшее образование, первая квалификационная категория;

4. Радюк Елена Міхайловна, учитель-дефектолог, высшее образование, первая квалификационная категория;

5. Лебедева Юлия Васильевна, учитель-дефектолог, высшее образование, первая квалификационная категория;

6. Хоменко Ирина Валерьевна, учитель-дефектолог, высшее образование, первая квалификационная категория;

7.Барковская Тамара Валерьевна, педагог-психолог, высшее образование, вторая квалификационная категория

 - 3 «А» класс интегрированного обучения и воспитания полной модели, учитель начальных классов классный руководитель Букат Наталья Михайловна, учитель-дефектолог Лебедева Юлия Васильевна. В классе 28 учаўіхся, в том числе, 3 учащихся с нарушением психического развития (трудностями в обучении), 2 с тяжелыми нарушениями учащихся речи. 

 - 4 «А» класс интегрированного обучения и воспитания неполной модели, учитель начальных классов классный руководитель Фетюкова Наталья Евгеньевна, учитель-дефектолог Радюк Елена Михайловна. В классе 23 учащихся, в том числе, 2 учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

  - 4 «Г» класс совместного обучения и воспитания, учитель начальных классов Шишпоренок Татьяна Васильевна, учитель-дефектолог Хоменко Ирина Валерьевна. В классе 23 учащихся, в том числе, 1 учащийся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

По рекомендации ЦКРОиР предусмотрены - 4 часа коррекционных занятий:

двигательная мобильность – 1 час,

социально-бытовая ориентировка – 1 час,

сенсорное развитие – 2 часа.

      Также помощником воспитателя обеспечено индивидуальное сопровождение учащегося с ОПФР.

  1.  

Основная идея и способ ее реализации

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

В числе 124 стран мира Республика Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья 24 данной конвенции обязывает государства-участников обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Основополагающими понятиями инклюзивного образования являются: включение, уважение, равенство, доступность. «Включающее образование» основано на идее, суть которой заключается в том, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Статьи Конвенции указывают на необходимость разумного приспособления среды к особенностям психофизического развития ребенка и индивидуализированную коррекционно-педагогическую поддержку. Основными направлениями в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) являются: обеспечение доступности образования с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей; создание специальных условий для получения образования и оказание им коррекционно-педагогической помощи (Кодекс об образовании Республики Беларусь, 2011 г., статья 2).

Таким образом, под инклюзивным образованием учащихся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования понимается включение лиц с ОПФР в общий (совместный) целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в разных формах (моделях) на основе создания специальных условий и проведения необходимой коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОПФР.

Новизна экспериментального проекта заключается в апробации различных вариантов форм (моделей) образования учащихся с ОПФР на основе инклюзивного подхода. К данным формам (моделям) образования относятся:

  1. Экспериментальный класс А – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования, для детей с ОПФР предлагаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Дети с ОПФР получают необходимую коррекционную помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи по месту жительства.
  2. Экспериментальный класс Б – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования, для учащихся с ОПФР учителем-дефектологом проводятся дополнительно коррекционные занятия в соответствии с образовательными программами специального образования.
  3. Экспериментальный класс В (класс интегрированного обучения и воспитания) – класс, в котором совместно обучаются и воспитываются учащиеся с ОПФР, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, и учащиеся, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования.
  4. Экспериментальный класс С (специальный класс) – класс, в котором получают образование учащиеся с ОПФР с использованием образовательных программ специального образования.

Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта

Повышение качества образования лиц с ОПФР является одной из наиболее актуальных проблем, которая требует своего решения. Приоритетность совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания не должна отвергать другие варианты получения образования детей с ОПФР (специальная школа, специальная школа-интернат, вспомогательная школа, вспомогательная школа-интернат, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.). Дети с ОПФР, получающие образование в отдельных учреждениях образования, в равной степени «включаются» во взаимодействие с другими членами общества. Их «включение» происходит с использованием иных способов, коррекционно-педагогических средств, методов и приемов.

Современное образование – это образование, преодолевающее социальную изолированность особых детей, их социальную неподготовленность, формирующее жизнеспособную личность, владеющую способами деятельности, необходимыми для выживания и проживания, умеющую добывать знания, которые будут нужны в процессе жизни. Для большинства детей с ОПФР самым трудным является не само нарушение, а недостаток внимания со стороны окружающих.

Определены следующие недостатки совместного (интегрированного, инклюзивного) образовательного процесса (А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская и др.): слабая связь изучаемого с практикой жизни; жесткое регламентирование времени и места проведения урока, недопустимость импровизации, проведения уроков на природе, «сидя-стоя» и т.д.; доминирование коллективных форм работы над фронтально-индивидуальными; доминирование процессов обучения над процессами воспитания; преобладание информационных методов обучения над управляемой самостоятельной деятельностью учащихся и др.

Совместный (интегрированный, инклюзивный) образовательный процесс не должен исключать решение проблем социального характера: организацию благоприятного социального окружения, когда ребенок наблюдает социально одобряемые образцы поведения; включение детей с ОПФР в социальное взаимодействие в процессе проведения уроков, в культурно-досуговую жизнь класса и школы; осуществление специально организованной деятельности, стимулирующей социальную активность родителей и др. Социальное развитие возможно только на основе учета взаимозависимости между социальной ситуацией развития и коррекцией нарушений психофизических отклонений. Особо важным является создание динамичной, положительной образовательной среды, которая обеспечивает детям мобильность, обогащение социального опыта, включение во взаимодействие с другими детьми и взрослыми; а также эмпатия (проявление сочувствия и позитивного принятия) педагога и детей.

В связи с вышесказанным наиболее значимыми проблемами, определяющими пути совершенствования системы инклюзивного образования, повышения качества совместного образовательного процесса, его условий и результатов, являются:

- определение эффективных форм (моделей) организации совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и нормально развивающихся сверстников;

- разработка и апробация эффективного методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР, направленного на решение социально-образовательных задач. Модульный характер содержания обучения, перспективные технологии и методики позволят включать всех детей в совместное обучение, социальное взаимодействие и партнерские отношения, тем самым повысить качество совместного обучения и воспитания.

Решение этих задач предполагает реализацию ряда конкретных шагов, внедрение определенных инноваций в совместном образовательном процессе, которые должны быть предварительно апробированы в ходе экспериментальной деятельности.

Цели и задачи экспериментальной деятельности:

Цель эксперимента – выявить наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода.

Задачи:

- апробировать варианты форм (моделей) получения образования учащимися с ОПФР на основе инклюзивного подхода;

- определить условия эффективной реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;

- апробировать методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования при обучении лиц с ОПФР.

 

Гипотеза экспериментального проекта:

Достижение целей образовательной инклюзии лиц с ОПФР обеспечивается сочетанием различных моделей организации образовательного процесса, учитывающих возможности и потребности ребенка с ОПФР, необходимость формирования ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса, обеспечивающих комфортные условия для обучения как обычным детям, так и учащимся с ОПФР.

 

Экспериментальный проект создан на основе изучения опыта отечественной общей и специальной педагогики, практически учреждений общего среднего и специального образования. При разработке проекта учитывался международный опыт организации инклюзивного (интегрированного) обучения и воспитания. Учитывались наиболее значимые публикации последнего времени (Т.В. Вареновой, С.Е. Гайдукевич, Т.А. Григорьевой, В.П. Гриханова, Н.Н. Малофеева, А.Н. Коноплевой, И.А. Коробейникова, Т.Л. Лещинской, Б.П. Пузанова, В.А. Шинкаренко, В.В. Хитрюк и ряда других).

Научное обоснование экспериментального проекта разрабатано на основе полипарадигмальности и, вместе с тем, выделения как особо значимых гуманистической (антропоцентрической) парадигмы, постулирующей высшую значимость человека, и гуманитарной, признающей уникальность человека, самоценность единичного события, единство истины и ценности. В основу экспериментального проекта положены подходы: системный, обусловливающий комплексное изучение особенностей совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания и взаимосвязи всех его элементов; синергетический, закрепляющий нелинейные стратегии развития, рассмотрение образования в состоянии постоянного преобразования  и совершенствования на основе дискурсивной диалогичности; деятельностный, предполагающий рассмотрение совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания сквозь призму деятельности и взаимодействия педагогов и учащихся; компетентностный, который отражает рассмотрение компетенции в специальном образовании как способности и готовности действовать в жизненно важных ситуациях и позволяет соотносить ключевые образовательные компетенции с витагенными знаниями, умениями, способами деятельности и значимыми сферами жизнедеятельности.

В основе экспериментального проекта заложены принципы: социального включения и взаимодействия; эмоциональной позитивности образовательного процесса и повседневной жизни; обеспечения многоплановости познания окружающей действительности; деятельностного обучения и воспитания на компетентностной основе; культурного многообразия и толерантности;  смыслового образования и рефлексии; коррекционно-творческого образования.

  1.  

*Результаты реализации инновационного проекта

В процессе реализации экспериментального проекта будут апробированы:

  • модели реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;
  • условия реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;
  • методическое обеспечение реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР:

-  сценарии проведения уроков (по классам и категориям учащихся);

-  технологические карты уроков по учебным предметам;

-  рекомендации по формированию культуры отношений у участников образовательного процесса;

-  дидактические материалы по организации культурно-досуговой деятельности;

-  рекомендации по организации взаимодействия педагогов с родителями

 

 

 

 

 

 

 

Версия сайта для слабовидящих